rimmir (rimmir) wrote in currentpolitics,
rimmir
rimmir
currentpolitics

Мировоззрение капитала

Оригинал взят у rjadovoj_rus в Мировоззрение капитала
Оригинал взят у rus_humanist в Мировоззрение капитала

26 августа в Литературной газете опубликована статья "Чего "совкам" в "совке" не хватало", которая привлекла мое внимание.

Краткое содержание статьи, оно же авторский ответ на вопрос - не хватало, по мнению автора, иллюзии изобилия, равновесных цен в потребительской сфере. Автор вовсе не оголтелый либераст, и не проповедует рыночный фундаментализм, автор (Воеводина Татьяна), напротив, старается быть рассудительной, спокойной и "как бы" патриотичной.

Приведу одну характерную цитату, которая достаточно емко передает дух статьи:

"Не хлебом единым, но впечатлением жив человек. Советская доктрина предполагала, что советские люди будут жить духовными ценностями и радостями творчества. И это была – ошибка. Для подавляющего большинства простых людей главные впечатления находятся в потребительской сфере, в домашнем хозяйстве. И главное творчество их – там же. Как работник торговли я вижу это каждый день, и мне удивительно, как можно на этот счёт питать иллюзии. Любопытно, что об этом писал ещё сто лет назад оригинальный русский историк и философ Георгий Федотов."

Воеводина Татьяна всячески демонстрирует свою начитанность и эрудированность - в статье ссылки на Бердяева, Георгия Федотова, С.Г.Кара-Мурзу. Тем удивительнее тот факт, что автор, видимо, абсолютно незнакома с таким очень крупным психологом, как Виктор Франкл. Который чрезвычайно убедительно доказал, что абсолютно наравне с потребностями физическими, существует еще и потребность в смыслах. Описал подробно, что случается, когда этих смыслов нет (ноогенный невроз), разработал метод лечения ноогеного невроза - логотерапию. Виктор Франкл, помимо этого, показал, в том числе на опыте своей судьбы, что только смысл в тяжелых ситуациях позволяет человеку выжить.


Не знает, видимо, Воеводина Татьяна, про такого, не менее крупного, философа и психолога Эриха Фромма. Который подробно разбирал в своих книгах патологии потребительского общества. В книге  "Иметь или Быть", кстати, Эрих Фромм дает довольно однозначную оценку общества потребления:

"Может ли достижение наслаждения (как пассивный аффект в противоположность активному -- благоденствию и радости) быть удовлетворительным ответом на проблему существования человека -- вот вопрос, который решает наше время -- время величайшего социального эксперимента. Впервые в истории удовлетворение потребности в наслаждении не является привилегией меньшинства, а становится доступным для все большей части населения. В индустриальных странах данный эксперимент уже дал отрицательный ответ на поставленный вопрос."

СССР позволил себя разрушить не из-за отсутствия иллюзии изобилия. Это отсутствие было еще более суровым и тяжелым в годы индустриализации. Я не говорю о военных годах и послевоенного восстановления... Почему-то в одну эпоху отсутствия всяческих иллюзий изобилия советский народ развивал свою страну, защищал ее, жертвуя не заваленными прилавками супермаркета, а самыми насущными вещами, своим невероятным трудом и своими жизнями.

В другую же эпоху - перестройку, когда материальные условия жизни были намного лучше, народ позволил развалить свою страну, возжелав этих прилавков. И отсутствие 300 сортов колбасы (или "иллюзии изобилия" на языке автора обсуждаемой статьи) - не причина развала, а лишь то, на что была разменяна страна. Эта жажда "иллюзии изобилия" стала своего рода искушением, миражом.

Подробно о причинах краха Советского Союза написано в книге Сергея Кургиняна "Красная Весна" Очень рекомендую ее читателю - нигде более целостного анализа произошедшего я не встречал.

Тут я отмечу лишь одну из самых главных причин краха СССР - убивание красных смыслов. В эпоху индустриализации эти смыслы были, а в пред-перестроечный период их уничтожали. Уничтожение смыслов дошло до своего апогея в перестройку. А вот когда смыслов нет - тогда их начинают замещать всякого рода потребительством.

Почему обсуждаемая статья показалась мне достойной внимания? Потому что она наглядно показывает менталитет существующего, неклассического, потрясающе антигуманного капитала. "Не хлебом единым жив человек" - говорил Гуманизм всю историю, говорил устами Христа, устами великих творцов, устами СССР. "Хлебом единым жив человечишко - и это прекрасно. Развалился ваш поганый совок лишь потому, что преступно дерзнул на практике доказать обратное, поверив в Человека. Развалился - и хорошо." - говорит существующий капитал.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments